Пояснительная записка
Каникулы – любимая пора детей! И ими необходимо распорядиться умело. От нас, педагогов, во многом зависит, какой отдых ждет в период каникул ребят: пассивный или активный.
Пассивный отдых созерцания скучен, однообразен, бесполезен. Его следует заменить на интересные дела, сочетающие в себе как физическую, так и умственную деятельность.
Мудрость, опыт педагогов, искреннее желание работать с детьми приводят к реализации задач по воспитанию духовных, моральных ценностей, развитию навыков творчества, реализации трудовых проектов.
Поиск эффективной модели организации отдыха, занятости детей сопровождался анализом имеющегося в школе опыта работы в этом направлении, результатов социологических исследований потребностей учащихся на предоставление комплекса услуг в условиях временного детского коллектива. Налажена и отработана система отдыха, оздоровления детей и подростков.
Для обеспечения непрерывности воспитательного процесса, а также удовлетворения запросов детей в различных видах отдыха и оздоровления создаётся программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Настоящая программа является программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Она реализуется на базе государственного учреждения образования «Беседовичская средняя школа» в каникулярное время. С целью реализации программы создается оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Оздоровительный лагерь осуществляет свою деятельность в летний период. Продолжительность смены в оздоровительном лагере с дневным пребыванием в летний период 21 день.
ІІ. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для эффективного педагогического взаимодействия, организации отдыха и оздоровления детей, формирования духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности, выработки у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
- обеспечить в первоочередном порядке отдых, оздоровление и занятость детей в учреждении образования;
- реализовать интересы и потребности детей в развивающей и воспитывающей деятельности;
- ориентировать деятельность педагогов на формирование у воспитанников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
- предоставить каждому ребенку возможности осознать себя через коллектив, открыть свои способности, свою жизненную позицию;
- увлечь несовершеннолетних перспективой самовоспитания.
ІІІ. Предполагаемый результат
Реализация программы будет способствовать:
- организации разностороннего, познавательного и эмоционально насыщенного досуга с разумным включением в него оздоровительной практики;
- вовлечению детей в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение со сверстниками;
- формированию умений и навыков самостоятельного планирования своего досуга;
- повышению уровня знаний по основным факторам риска для здоровья и альтернативным формам поведения;
- изучению культурного наследия своего края, своей страны;
формированию осознанной потребности в здоровом образе жизни.
IV. Содержание воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении
4.1 Познавательная деятельность:
Деятельность, результатом которой являются новые знания, открытие законов природы и общества.
Оптимальные приёмы, методы и формы работы:
День «Безопасные каникулы». Во время этого дня проходит знакомство детей с правами и обязанностями в летний период. Проводятся тематические беседы с работниками ГАИ, РОВД, МЧС и работниками здравоохранения.
День «Здоровья» - во время «Дня здоровья», педагогами проводятся беседы с ребятами по формированию здорового образа жизни, тематические мероприятия, посвященные формированию навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью.
День «Спорта и здоровья» - воспитание здорового образа жизни, укрепление здоровья детей, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физкультурой и спортом. Формирование и развитие санитарно-гигиенических навыков и умений.
День «Экологии». Для этого дня актуальны прогулки на свежем воздухе, где дети приобретают практические навыки краеведческой работы. А также закрепляют и приобретают знания по географии и истории.
4.2 Творческая деятельность:
Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений: индивидуальное и общественное развитие, стремление к продуктивной деятельности, творческий потенциал человека, способность, одаренность и талант, активное воображение, реализация творческого потенциала.
Коэффициент удовлетворенности собой, способность к пониманию собственного мироощущения. Искусство и творчество. Нравственное содержание эмоциональной памяти. Уровень социального творчества, способность взаимодействовать с другими людьми, приносить пользу обществу.
Уровень понимания общечеловеческих ценностей: творческий интеллект, творческая личность, функции творчества, мотивация творчества, виды творческой деятельности, сценическое творчество, литературное творчество, изобразительное творчество.
Декоративно-прикладное творчество. Креативность, способность к творческому мышлению. Креативные техники. Критерии креативности. Методы активизации творческого процесса. Мозговой штурм. Творческий лидер.
4.3 Игровая деятельность:
Игровая деятельность является одним из способов проявления активности личности. Мотивы игры лежат не в ее результатах, а в самом процессе. Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направлена на познание окружающей действительности. Способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Основные понятия и идеи: социализация личности, социальная зрелость, сознание и самопознание, общественный опыт, эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности ребенка, деятельность, общение, психическое и физическое здоровье, процесс познания, самопознания, эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности, коллектив.
Выражение определенного отношения личности к окружающей действительности. Игровые действия. Отношения между играющими. Роли, взятые на себя играющими. Сюжет, содержание. Добровольностью участия, возможность выбора, состязательность, удовлетворение потребностей, самореализация. Создание собственного мира, стремление к взрослости, развитие зрелых социальных установок, компенсация информационной перегрузки, организация психологического и физиологического отдыха, юмористическая окраска событий.
4.4 Коммуникативная деятельность:
Передача информации от человека к человеку в процессе личностного взаимодействия. Через коммуникации воспитания реализуется как социальное явление.
Основные понятия и идеи: информация и коммуникация, социальная значимость культуры речи, общение, коммуникативные способности, коммуникативно-речевая культура, культура вербализации мыслительной деятельности, культура убеждения и спора, монолог, диалог и полилог, коммуникативные формы работы: беседа, диспут, дискуссия и др.
V. Комплекс мероприятий по оздоровлению
5.1. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, окружающему миру и себе.
Здоровье физическое, психическое, духовное. Социальное благополучие. Полезные привычки. Культура питания и гигиены. Культура труда и досуга. Здоровье человека, репродуктивное здоровье; факторы, определяющие здоровье человека; здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни (совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями), режим дня, рацион питания, оздоровительные прогулки.
Здоровьесберегающая среда. Сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Личная и общественная гигиена. Режим, саморегуляция, самоорганизация труда и отдыха. Вредные привычки и зависимости. Культура питания. Формирование умений и навыков укрепления своего здоровья и здоровья окружающих. Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности.
Безопасное поведение в социальной и повседневной жизни, мир. Безопасность, здоровье. Экстремальная ситуация. Социальная норма. Проступок. Правонарушение. Профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств, курения. Профилактика сквернословия и вербальной агрессии. Профилактика хулиганского поведения, драк. Профилактика воровства. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними. Формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности. Формирование опыта поведения детей и подростков с огнем, развитие навыков поведения в местах массового скопления людей, предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
5.2.Медицинское сопровождение
Последние годы отмечается устойчивый рост не только общей детской заболеваемости, но и рост выплат страховых социальных пособий по уходу за больными детьми. По статистическим данным четверть всех затрат на здравоохранение составляют затраты на оказание медицинской помощи детскому населению. Поэтому оздоровление и профилактика заболеваний приобретает значение системообразующего фактора в формировании такого социального феномена, когда здоровье детей становится реальной социально-экономической категорией. Именно в детском и подростковом возрасте особенно важно сохранение здоровья подрастающего поколения, что существенно скажется в дальнейшем на продолжительности и качестве жизни. Поэтому особую значимость приобретает совместная работа специалистов разного профиля: педиатров, гигиенистов, физиологов, психологов и педагогов.
Оптимальные средства, приемы, методы, формы
Изучение и анализ медицинской документации; медицинский осмотр детей на наличие кожных заболеваний и педикулеза; доврачебная и первая врачебная помощь; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил; контроль за качеством и безопасностью питания детей; выборочная оценка и анализ эффективности оздоровления; организация мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, травм и предупреждению соматической заболеваемости; организация совместно с педагогическими работниками гигиенического воспитания детей (ЗОЖ, мотивированное поведение по сохранению собственного здоровья, обучение правилам слежения за состоянием функциональных систем организма); при создании определенных условий проведение лечебно-диагностических и реабилитационно-профилактических процедур.
5.3. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
В настоящее время школьники испытывают влияние многих неблагоприятных факторов: малоподвижный образ жизни, интенсификация учебного процесса, неправильное питание, воздействие электромагнитного излучения, условия внешней среды и т.д. Это вызывает необходимость выработки у детей и подростков стереотипов здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего пространства для эффективного противодействия неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
Оптимальные средства, приемы, методы, формы
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм при организации образовательного и воспитательных процессов (режим дня, рациональное распределение нагрузки в течение дня и по дням недели, соблюдение требований к использованию технических средств обучения и компьютерной техники и т.д.). Использование методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям детей. Рациональное чередование умственной и двигательной активности (физкультминутки, физкультпаузы, упражнения по профилактике утомления органов зрения, спортчасы, посещение бассейна, прогулки и т.д.). Создание комфортного положительного психологического микроклимата. Профилактика негативных проявлений в процессе общения. Психологические тренинги. Использование эмоционально-смысловых разрядок: улыбка, шутки, юмористические картинки, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки. Использование здоровьесберегающих технологий, основанных на принципах природосообразности.
5.4.Рациональная организация питания и питьевого режима.
По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенка вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом. Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним, прежде всего, относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.
Поэтому рациональное питание и питьевой режим, являются основными, ни чем не заменимыми факторами восстановления здоровья.
Оптимальные средства, приемы, методы, формы
Двухнедельные рационы питания на основе рекомендуемых величин физиологических потребностей детей (каллораж, белки, углеводы, жиры, минеральные элементы, витамины с учетом возраста детей); соблюдение объема, кратности и температурного режима питания и эстетического вида приготовленных блюд; щадящее питание (исключение острых приправ, сухих концентратов, натурального кофе и использование щадящих методов приготовления); при наличии определенных условий - организация предварительного заказа блюд по меню завтрашнего дня; использование обслуживания по типу шведского стола; добавочные столы; витаминные столы; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к организации питания; организация индивидуальных меню (диетического питания) для детей в зависимости от профиля заболевания; С-витаминизация пищи; фитовитаминизация; производственный лабораторный контроль за приготовлением питания и источниками водоснабжения; установка систем очистки воды; использование бутилированной воды; установка питьевых фонтанчиков и куллеров; использование индивидуальной посуды; гигиеническое воспитание; санитарно-профилактическая работа.
5.5. физкультурно-оздоровительные и закаливающие мероприятия
По последним научным исследованиям сегодня уровень физической активности у детей в 2-3 раза ниже минимальной необходимости. Гипокенизия зафиксирована у половины мальчиков и 70% девочек школьного возраста.
Гиподинамия снижает устойчивость организма к простудным заболеваниям, отрицательно влияет на развитие и созревание сердечно-сосудистой, костно-мышечной, двигательной и нервной систем.
Проведение физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур будет способствовать повышению жизненных сил и укреплению здоровья детей.
Оптимальные средства, приемы, методы, формы
Утренняя гимнастика; лечебная физкультура; занятия ритмикой и хореографией. Прогулки. Посещение бассейна. Купание в естественном водоеме. Спортивные часы. Спартакиады. Соревнования по различным видам спорта. Спортивные секции и кружки. Малые олимпийские игры. Белорусиада. Занятие черлидингом. Пешие, водные, велосипедные походы. Катание на катамаранах. Туристические слеты. Велопрогулки. Военно-спортивные игры. Спортивные эстафеты. Спортландии. Спортивные праздники. Подвижные игры. Кроссы.
5.6. Использование природно - рекреационных ресурсов
Незавершенность процессов роста и развития обусловливают высокую пластичность детского организма и его уязвимость даже к минимальным неблагоприятным факторам окружающей среды, которые снижают способность к обучению, могут вызвать нарушения в здоровье и заболевания.
Социально-гигиенические аспекты воспитания детей всех возрастов предусматривают не только охрану детского организма от неблагоприятных влияний, но и активное создание таких условий жизни, при которых укрепляется здоровье ребенка, повышается сопротивляемость, улучшается физическое развитие и работоспособность. Все это обуславливает необходимость использования в оздоровительных целях природно-реакреационные ресурсов местности.
5.7. Организация здоровьесберегающей предметной среды
Не все лагеря, особенно дневного пребывания располагаются в природно-реакреационных зонах. Выраженное влияние на формирование здоровья детей может оказывать специально созданная предметная среда. Здоровьесберегающая предметная среда включает в себя такие элементы: здания, сооружения, малые архитектурные формы, ландшафтные композиции и др., а также аудиовизуальный фон. Создание такой среды делает пребывание ребенка в воспитательно-оздоровительном учреждении более комфортным.
VI. Ресурсное обеспечение
6.1. Нормативное правовое регулирование:
Правовую основу составляют: Конституция Республики Беларусь, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2021-2025г.г., Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011), Закон республики Беларусь «О правах ребёнка» (2000), ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования», Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей», программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении от 24.05.2011 г. Приказ № 336.
6.2. Повышение профессиональной культуры педагогических кадров:
Проведение педагогического совета для педагогических работников перед открытием лагеря.
Изучение передового педагогического опыта.
Ежедневные планёрки.
Оказание поддержки творческим инициативам.
6.3.Преемственность и непрерывность:
Непрерывность достигается через педагогически выверенную преемственность организации процесса воспитания.
Преемственность в воспитании предполагает изучение и учёт субъективного опыта воспитанников, проявляющегося в системе его отношений к жизнеорганизующим факторам и значимым людям: родителям, сверстникам и ближайшему окружению, себе, ведущим видам деятельности, культурным ценностям, природе.
Процесс оздоровления осуществляется с учётом состояния здоровья детей и рекомендаций участкового врача.
VII. Анализ эффективности
Показателями эффективности организации оздоровления:
- формирование у детей опыта участия в социально значимой деятельности;
- успешная самореализация воспитанника в различных видах деятельности;
- положительная динамика развития интеллектуальных, творческих способностей, лидерских качеств личности воспитанника;
- установление дружеских отношений между детьми;
- участие детей в коллективной деятельности;
- ответственное отношение к своему здоровью;
- сформированность у воспитанников умений оценить поступки других и произвести самооценку;
- реализация воспитанниками на практике своих знаний, умений и навыков.
Показателями эффективности организации оздоровительного процесса являются:
- положительная и соответствующая возрасту динамика ростовесовых показателей детей;
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий внешней среды;
- организация рационального сбалансированного питания детей;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- полноценная и эффективная работа с детьми всех групп здоровья;
- обеспечение комфортного пребывания детей в условиях временного коллектива;
- адаптация и самореализация воспитанника в условиях временного детского коллектива;
- систематический контроль за личной гигиеной детей.
раскрыть » / « свернуть