Почти все дети хотят пойти в школу, чтобы поскорее научиться читать, писать и т.д. но, к сожалению, уже на начальном этапе пребывания в школе могут возникнуть трудности, неудачи, обусловленные рядом причин. В данной статье рассмотрим одну из них: нарушение звукопроизношения. Чем раньше с ребенком начнут заниматься коррекцией звукопроизношения, тем быстрее ребенок овладеет фонетикой родного языка. Это поможет предупредить пропуск или замены звука (буквы) на письме и при чтении.
Исправление неправильного произношения звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, -- этап дифференциации звуков.
Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Она включает в себя развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка). Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи).
Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе) и упражнения по развитию фонематического восприятия, с которыми знакомит их учитель-дефектолог.
Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем-дефектологом с помощью специальных приемов и в определенной последовательности, которой специалист строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие).
Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. На этом этапе помощь родителей ребенку просто необходима.
Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять с ребенком задания дефектолога (логопеда), который подбирает речевой материал каждому ребенку индивидуально. Звук сначала закрепляется в составе слоговых рядов и звукосочетаниях, затем в словах различной слоговой структуры, с учетом тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении, далее звук отрабатывается в словосочетания, предложения, разучиваются стихи, предлагаются небольшие тексты, содержание которых наполнено именно автоматизируемым звуком. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССАНКИ». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка осуществляется более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразуже понимает, что надо исправить неправильное произношение.
Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.
Часто бывает так, что перед школой с ребенком работали над исправлением звукопроизношения, но остановились на этапе автоматизации либо дифференциации схожих звуков (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.). Следовательно, необходимо продолжить начатую работу, т.к. в дальнейшем ребенок на письме и при чтении будет допускать ошибки, не подчиняющиеся правилам орфографии. Это обусловлено тем, что фонематический слух еще недостаточно сформирован, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой.
Итак, вы оказались в ситуации, когда необходимо продолжить работу, начатую вне рамках школы, но в силу различных причин ваш ребенок не попал на занятия в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи по коррекции недостатков звукопроизношения. Что делать? Учитель-дефектолог в часы консультаций определит на каком этапе по коррекции звукопроизношения находится ваш ребенок, подберет необходимый лексический материал, а также предложит упражнения, направленные на формирование фонематического слуха, включающие работу по овладению фонематическими процессами:
- фонематическим восприятием,
- фонематическим анализом и синтезом,
- фонематическими представлениями.
Предлагаем примеры игр, которые родитель может проводить самостоятельно.
«Повтори за мной»
Примеры высказываний и фраз для воспроизведения на этапе дифференциации:
У Сони пушистая шапка (с-ш)
Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).
Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).
Лара у Вали играет на рояле (р-л).
Выделение заданного звука из звукового (слогового) ряда
Формируются умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию сначала не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.
а) Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.
Например: [ш] – заданный звук,
в ряду: [н], [м], [ш], [т], [р], [ш], [г], [ш], [д], [ш] (с максимальной контрастностью);
[п], [ш], [х], [ф], [ш], [к], [т], [ш], [д], [ц] (с средней контрастностью);
[с], [ш], [ж], [ш], [ч], [ш], [х], [ж], [ш], [щ] (с минимальной контрастностью).
б) Работу рекомендуется начинать с выделения звука на фоне открытых слогов, затем переходить к закрытым.
в ряду: [на], [мо], [ша],[го], [шо], [да], [шы] (с максимальной контрастностью);
[па], [ша], [хо], [шы], [да], [ца] (с средней контрастностью);
[су], [шо], [жо], [хо], [жа], [шы], [ща] (с минимальной контрастностью).
Учащимся можно предложить прослушать звуки, слоги, произнесенные другими людьми и записанными на диктофон, что способствует развитию слухового восприятия, т.к. просодические компоненты (темп, тембр, ритм) у каждого человека индивидуальны.
Выделение заданного звука на фоне слова
Упражнение состоит из двух частей:
a) выделения звука на фоне слова с опорой на слуховое восприятие и проговаривание (слова произносит родитель),
Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.
Например:. [ш] – заданный звук,
в ряду: дом, школа, мешок, рыбак, комната, шалаш (с максимальной контрастностью);
санки, шапка, жук, нож, шуба, коза (с средней контрастностью);
сумка, сушка, машина, снежок, щетка, чашка (с минимальной контрастностью).
б) выделение звука на фоне слова в умственном плане (ребенок самостоятельно отбирает картинки на заданный звук).
Ход игры. Ребенку предлагается отобрать из предложенных картинок, картинки в которых есть заданный звук.
Например:. [ш] – заданный звук,
в ряду: дом, мешок, рыба, шапка, шар, удочка, лампочка, камыш, ландыш, рукзак (с максимальной контрастностью);
шляпа, санки, жук, шуба, нож, коза, пушка, чашка, шов, ваза (с средней контрастностью);
сумка, сушка, миска, мишка, машина, ложка, колесо, шоколад, мышка, щетка (с минимальной контрастностью).
«Рассели животных».
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Ребенок должен выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш.
Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
«Волшебный круг».
Ход игры.
I вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.)
Например: мишка — мышка, удочка — уточка, мак — рак, коза — коса,
кит — кот, трава — дрова, усы — уши, дом — дым.
«Цепочка слов».
Ход игры.
I вариант
Предлагается картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
II вариант
Родитель говорит слово, ребенок придумывают слова, начинающиеся со звука, на который закончилось предыдущее слово.
Например: сок – кот – том – мост – тир – рак – ком – мул – лес – сад – дом.
«Разложи»
Ход игры. Ребенку предлагается разложить картинки под цифрами 3, 4, 5, 6 в зависимости от количества звуков в их названии.